Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края

ГОУ "Центр образования" для детей-инвалидов Забайкальского края


1812 год глазами детей


          В настоящее время заметно возрос интерес учителей и руководителей учреждений образования к проблемам воспитания через воспитательные связи между педагогами, учащимися и родителями.
          Необходимость и важность сотрудничества семьи и школы никогда не ставились под сомнение. Родители являются первыми и основными учителями ребенка до его поступления в школу и выполняют эту роль в дальнейшем. Социальный мир семьи- сильнейший фактор формирования личности ребенка. И классный руководитель не может и не должен перевоспитывать родителей и преобразовывать семью- это лежит за пределами его компетентности.
          Усиление воспитательной функции образовательного учреждения обуславливает необходимость совершенствования форм и способов взаимодействия школы и семьи, педагогов и родителей.
          Взаимодействие школы и семьи - это взаимосвязь педагогов, учащихся и родителей в процессе их совместной деятельности и общения. В результате его развиваются обе стороны. Следовательно, взаимодействие школы и семьи - источник и важный механизм их развития.
          В процессе взаимодействия с семьей образовательное учреждение опирается на следующие принципы:
          -Обеспечение субъектной позиции всех участников педагогического процесса;
          -Организация совместного творчества учителей, учащихся и родителей;
          -Гуманистическаяориентация во взаимодействии с семьей;
          Интеграция и дифференциация целей, задач и действий участников педагогического процесса, направленных на воспитание и развитие детей с ОВЗ.
          Большим воспитательным потенциалом обладает диалоговое взаимодействие .Оно предполагает равенство позиций педагогов, детей и родителей, уважительное, положительное отношение взаимодействующих сторон друг к другу.
          Сотрудничество педагогов и семьи - это совместное определение целей деятельности, совместное планирование предстоящей работы, совместное распределение сил и средств, предмета деятельности во времени в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем прогнозирование новых целей и задач.
          Сотрудничество школы и семьи обусловлено следующими обстоятельствами:
          -единым объектом ( субъектом ) воспитания;
          -общими целями и задачами воспитания;
          - необходимостью согласованности действий педагогов и родителей;
          -возможностью объединения усилий школы и семьи в решении проблем ребенка;
          -возможностью взаимного обогащения семей, классного и школьного коллективов, каждого участника взаимодействия.

          Актуальность данной программы заключается в том, что в современных социально-экономических условиях значительно обострились проблемы социальной адаптации и реабилитации лиц с особыми потребностями. Несмотря на множество предложенных форм образования и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, семья, воспитывающая ребенка-инвалида, сталкивается с трудностями в решении педагогических, социально-психологических и правовых задач. Семья не может воспитывать ребенка изолированно от других воспитательных институтов, так как ребенок с ОВЗ посещает дошкольное учреждение, школу, различные центры и другие образовательные учреждения. Семья , имеющая ребенка с особыми нуждами - это семья, где происходит дезинтеграция семейных отношений. Болезнь ребенка зачастую меняет весь уклад жизни в семье. Возникают неровные , конфликтные отношения между супругами и другими членами семьи. Родители затрудняются определить свою роль в новых сложных условиях, они не всегда умеют создать условия, позволяющие ребенку нормально развиваться, обучаться, самореализовываться. При оказаниии своевременной психолого-педагогической помощи повышаются шансы успешной адаптации детей-инвалидов и их семей к общественной жизни и укрепления морального и психологического климата в таких семьях.
          Поэтому в деятельности образовательного учреждения, где воспитываются и обучаются дети-инвалиды, необходимо развивать сотрудничество специалистов с родителями, активизировать формы работы по взаимодействию образовательного учреждения с семьей, совершенствовать систему комплексного психолого-педагогического сопровождения.
          Для специалистов и педагогов установление отношений сотрудничества с родителями, взаимодействие с семьей предполагает изменение перспективы профессиональной деятельности, дает ощущение востребованности собственной деятельности, пробуждает ресурсы для творчества, поиска новых форм работы, повышает эффективность и результативность деятельности.
          Для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, сотрудничество с педагогом расширяет представление о собственной компетентности, придает уверенность в своих силах, способствует пониманию своих возможностей и компенсаторных возможностей ребенка, активному участию в процессе обучения и воспитания, помогает родителю и ребенку адекватно взаимодействовать друг с другом.
          В программу включены мероприятия, направленные на поддержку семей, воспитывающих детей-инвалидов, на развитие системы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и их родителей в условиях ГС(К)ОУ II вида "Читинская школа-интернат для слабослышащих детей", на активное использование в деятельности специалистов новых форм работы по взаимодействию с семьей и сотрудничеству с родителями.
          Ссылаясь на опыт признанных педагогов В.И.Сухомлинского, А.С.Макаренко, на работы и документы "О работе классного руководителя" ( авторы: Л.В.Байбородова, Е.Н.Степанова, В.П.Сергеева, М.И.Рожков) мы выделяем несколько главных определяющих направлений взаимодействия с родителями:
          -Психолого-педагогическое просвещение родителей ( лекции, семинары, индивидуальные консультации практикумы, лектории);
          -Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс ( родительские собрания, совместные творческие дела, помощь в укреплении материально-технической базы школы);
          -Участие семей в управлении учебно-воспитательным процессом в школе совет общеобразовательного учреждения, родительские комитеты).

ГОУ "Центр образования" для детей-инвалидов Забайкальского края, 2014 г.

Cоздание и управление сайтом - CMS SiteEdit